Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №7


«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Тосно»

  материал взят с сайта http://1roditeli.ru/

Автор статьи Анастасия Кузнецова - детский психолог

    

Волнуюсь, переживаю, тревожусь – значит живу нормальной, полной, эмоциональной жизнью. Если, конечно,  при этом радуюсь, восхищаюсь, интересуюсь… Даже если для взрослого «доза» эмоций, особенно негативных, имеет значение, влияя на характер, социальный статус, то для ребенка она вообще судьбоносна. Настолько, что школьная тревожность, по поводу которой давно бьют тревогу детские психологи, иногда толкает подростков на суицид. Да, это вопиюще крайний случай. Но он случается не просто так, не на пустом месте. Говорят, предупрежден – значит вооружен. С этих позиций и разберемся, что же такое школьная тревожность.

 

Полезно или опасно?
Вообще, с точки зрения психологии, тревожность – естественное состояние, присущее каждому. Беспокойство и страх, если они не граничат с паникой, мобилизуют нервную систему, побуждая ее концентрироваться и в сложившихся обстоятельствах действовать наиболее эффективно.
Однако, как доказывают исследования, мобилизующую функцию тревожность приобретает только в подростковом возрасте при условии нормального психоэмоционального развития личности. А в дошкольном и младшем школьном возрасте она оказывает прямо противоположный эффект – дезорганизует деятельность ребенка, снижает ее продуктивность, влияет на эмоциональное состояние и искажает поведение малыша.
Почему так происходит?
Все дело в том, что на каждом возрастном этапе личность имеет определенные потребности, а тревожность, соответственно, определенную «дозу». Ведущая психологическая потребность дошкольников и младших школьников заключается в ощущении надежности и защищенности со стороны значимых для малыша близких людей, в круг которых с поступлением в первый класс попадает учитель (именно по этой причине психологи советуют родителям при выборе школы для будущего первоклашки «идти на учителя»). И все беспокойства, которые испытывает ребенок этого возраста, так или иначе связаны с нарушением отношений с близкими взрослыми. Например, ощущение себя не успешным в чем-либо равно для малыша ощущению себя НЕ ХОРОШИМ и НЕ ЛЮБИМЫМ. Очевидно, что такое состояние ничего положительного и конструктивного не имеет.
У подростка ведущая потребность психики заключается в самоутверждении через общение со сверстниками. У него расширяется круг социальных контактов, «созревает» самооценка, тревожность дифференцируется и распределяется по разным сферам (семья, школа, будущая профессия, отношения с друзьями). Но это будет потом.