Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №7


«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Тосно»

Не хлебом единым... (Из просторов инета.Автор текста -  Татьяна Нечаева)

Так случилось, что мне совсем недавно удалось пронаблюдать обычный обед в обычной школьной столовой. И действо это меня ошарашило и озадачило настолько, что даже натолкнуло на ряд весьма невеселых мыслей.

А происходило на обеде примерно следующее.

Начнём с того, что одни дети хлебом просто кидались. Другие же, поизощрённее, вываливали гуляш, гарнир и салат из нескольких тарелок в одну, смешивали, глумясь, и эту субстанцию несли выкидывать в помои. Третьи вообще уносили не притронувшись – «не вкусно» говорили они, даже не попробовав, бежали в школьный буфет за пиццей и булочками. Их рыхлые, распухшие фигуры говорили, что дети гречневой каше с мясом предпочитают фастфуд.

Поразило тогда не просто бескультурье некоторых детей (за последнее десятилетие такое видишь повсеместно, и этот аспект уже не удивляет), а отсутствие уважения к еде как к результату работы множества людей. Ведь это самое уважение отсутствует не только к земледельцам, пекарям и поварам, но также и к родителям, которые заплатили некую сумму за - весьма подорожавшие в последнее время - школьные обеды.

Почему наши дети ведут себя вот так, и как такое отношение к еде сложилось в нашем обществе?

На мой взгляд, проблема в том, что общество наше всё больше приобретает признаки потребительского, а еда для многих является основным объектом потребления. Она стала занимать слишком много места в нашем сознании – практически, выдвинулась на одно из первых мест. На другие статьи семейного бюджета денег может и не хватать, но уж в еде себе старается не отказывать никто. Детям – так вообще просто обязательно купить «что-нибудь вкусненькое» и необычное.

Усилиями множества людей продукты в супермаркете выложены и выглядят так, будто вопиют «Съешь меня!» и «Выпей меня!» и человек, бродящий между рядами полок вспоминает, чего он еще не попробовал, с радостью узнавая новинку из рекламы, которую он видел в телевизоре. Еда заменила многое – чтение книг, общение с друзьями, походы в кино (хотя и там она нас поджидает перед входом в кинотеатр), прогулки, она стала лекарством от депрессии, другом и утешителем. Стали популярны бесчисленные программы по приготовлению пищи, Интернет завален фотографиями красивых и необычных блюд, группы в социальных сетях любителей готовить поражают численностью участников, везде обмениваются рецептами и советами по приготовлению.

Стало модным детские дни рождения отмечать в кафе, боулингах с гамбургерами, сосисками и кока-колой. Уходят в прошлое бабушкины котлеты с картофельным пюре, им на смену пришли макчикены с картошкой-фри. Вся эта модная еда щедро приправлена усилителями, красителями, ароматизаторами и прочими заменителями реального вкуса. После неё обычная простая еда кажется невкусной и пресной, дети её едят понемногу, как необходимость, тут же закусывая «вкусными» чипсами и сухариками.

Гастроэнтерологические отделения в детских больницах переполнены детьми с тяжелейшими поражениями желудка и кишечника, а знакомый стоматолог даже как-то посетовал мне, что практически невозможно найти ребенка 12-13 лет без трех-четырех пломб во рту.
Молодые мамочки жалуются, что у малышей совсем нет аппетита, и приходится прибегать к различным ухищрениям в виде игрушек, мультфильмов и рекламы, чтобы накормить своё чадо. Такие меры только тормозят желудочную секрецию, пища надолго остается в желудке, и к следующему кормлению ребенок не успевает проголодаться.

Так куда же делся аппетит у детей? Почему базовый инстинкт - инстинкт голода - исчез или притупился настолько, что его приходится каким-то образом стимулировать? Причём, подобное мы видим и с другими инстинктами – самосохранения и размножения. Об этом же говорят нам всплески суицидов, автомобильные катастрофы, демографические ямы и многие другие симптомы общественного нездоровья.

Перед нашими предками подобные проблемы не стояли в принципе. Люди, пережившие войну и послевоенный голод совсем иначе относились к еде, и культура питания была совершенно другой.

Детей не надо было уговаривать, никто не мыслил категориями «вкусно-невкусно», подсознательный страх голода диктовал другое поведение.

Вот так, например, вспоминает свое военное детство А.Свет:
«…наверное, еще и наша ментальность приводила к тому, что насыщение пищей не наступало, когда недоставало хлеба. Но вероятней всего играл роль ненасытности психологический страх голода и неуверенность в завтрашнем дне. Вот и получалось, что покушав дома как говорят «до отвала», через полчаса хочется чего-нибудь погрызть.»

Как говорят педиатры, страх голода не сформируется, если ребенка кормят по первому требованию, целью ставится накормить ребенка любой ценой, кормят сладостями в перерыве между кормлениями. Часто плохой аппетит наблюдается у детей из благополучных семей. Виной этому может быть излишняя гиперопека ребенка, ограничение его самостоятельности или слишком большое количество еды. Отсюда у наших детей формируется пренебрежительное отношение к еде, пресыщение, разборчивость, тяга к новым вкусовым ощущениям.

Увлекаясь вкусной и разнообразной пищей, поддаваясь соблазнам, часто забываем об умеренности, за что и приходится расплачиваться своим здоровьем. А ведь именно Матерью добродетелей называли древние умеренность. При этом на первое место среди прочих всегда ставилась умеренность в еде.

«Природа учит нас жить, довольствуясь малым, соблюдать меру... и есть то, что необходимо для существования, потому что излишек полезен только болезни и смерти... и если приносит минутное удовольствие вкусу человека, то скоро причинит его телу продолжительное страдание, непоправимый вред».

Культура питания составляет лишь малую часть нашей культуры, но она напрямую связана к отношению к труду других людей и с нашим здоровьем.

Не хлебом единым жив человек, но мы должны ценить тот хлеб, что нам посылается и понимать, что можем потерять то, что не ценим, и объяснить это нашим детям.