Маленький школьник устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу. При этом в классе ведет себя хорошо, общается с детьми, отвечает на уроках и создает впечатление вполне благополучного и довольного собой.
- Несколько раз просыпается за ночь, боясь опоздать в школу.
- Ребенка трудно усадить за выполнение домашних заданий. Сначала он отказывается под любым предлогом, а вечером плачет и не может уснуть, потому что не готов к урокам и его в школе будут ругать.
- Малыш демонстрирует чрезмерное усердие и фанатизм при выполнении домашней работы.
- Кроха панически боится получить низкую оценку, несмотря на то что хорошо усваивает школьную программу.
- Любая связанная со школой мелочь: забыл дома сменную обувь, мама пришла за ним после уроков на пять минут позже – вызывает не просто резонное огорчение и беспокойство, а истерику и слезы.
- Малыш говорит, что боится учителя.
-Маленькому школьнику снятся плохие сны, связанные со школой или одноклассниками.
В зависимости от причин, их совокупности и недостаточного внимания к проблеме со стороны взрослых школьная тревожность может проявляться и менее «понятно», маскируясь под другие проблемы:
-Резко снижается сопротивляемость ребенка различным заболеваниям (только переболел, неделю отучился и снова хворает).
-Ухудшается общее психосоматическое состояние (начал грызть ногти, возможно, стал писаться по ночам, появилась сильная потливость и т.д.)
-Часто проявляются раздражительность и агрессивность.
-Снижается концентрация внимания, появляется рассеянность.
Каждый из этих фактов требует немедленного реагирования на ситуацию родителями и школьным психологом.