Ситуация, когда ребенок не хочет идти в школу, чащу всего складывается именно в начальной школе. Подростки, даже если и не особенно любят учиться, воспринимают школу как нечто неизбежное, независимо от того, хотят они этого или нет. Сила привычки все-таки велика. А вот у первоклашек такой привычки еще нет, школьная жизнь для них — совершенно новое явление.
Еще вчера они проводили все дни в детском саду и на детской площадке, играя и веселясь. А сегодня вместо игр уроки, где по 40 минут нужно тихо сидеть и что-то внимательно слушать, а вечера посвящены не любимым мультфильмам и конструктору «Лего», а выполнению домашнего задания. Конечно, уроки бывают интересными, а домашние задания — творческими, но далеко не всегда. По любому предмету есть множество серьезных моментов, требующих вдумчивости, усидчивости, ответственного подхода. Учеба в большинстве случаев все-таки упорный труд. Для того, чтобы настроиться на него, ребенку нужна определенная мотивация, начинать работать над которой в идеале стоит еще до поступления в первый класс.
Ребенок должен четко осознавать, зачем ему все эти трудности, и нужны причины, значимые именно для него. Сформировать правильную мотивация — задача родителей, и вот они уж точно должны понимать, для чего все это. Ребенок ходит в школу не за хорошими оценками, не за похвалой взрослых, не за конфетку и уж тем более не за денежное вознаграждение. Он туда ходит за знаниями и навыками, которые необходимы ему для успеха в будущем. На это и нужно делать упор. Помочь осознать всю важность и необходимость образования и выработать уверенность в том, что получение знаний – это не просто полезно и важно, но и интересно, а вот быть неграмотным – стыдно. Хорошо работает привязка к любимым профессиям — для того, чтобы стать врачом, нужно знать биологию, анатомию и химию, продавцу или кассиру не обойтись без знания математики и русского языка, художник должен хорошо разбираться в геометрии и той же анатомии, артист — знать историю и литературу и т. п. Заданную мотивацию необходимо постоянно поддерживать, проявляя правильный интерес: не «какие оценки ты сегодня получил?», а «что интересного ты сегодня узнал?».
О похвале забывать тоже не стоит. Любой человек с удовольствием делает то, за что его хвалят, и не любит делать то, за что его ругают, поэтому находите повод хвалить ребенка, даже если очевидных поводов для этого нет. Поддерживайте его, выражайте уверенность в том, что он очень способный, а значит, у него все получится. «Молодец, сегодня у тебя вышло значительно лучше, чем в прошлый раз. Если ты еще постараешься, то будет совсем хорошо».
В случае очевидных неудач, стоит выяснить их причину. Заниматься тем, что не получается, не нравится никому. Ребенок чего-то не понимает? У него нет контакта с учителем? Не хватает базовых знаний? Усидчивости? Ответственности? Дисциплинированности? Решать эти проблемы в значительной степени должны родители в контакте с учителем, а не сам первоклассник.
Ответственность и терпимость к монотонным занятиям помогут выработать игры по правилам, которые стоит практиковать еще до поступления в первый класс. Для улучшения дисциплины хорошо поиграть в школу наоборот, где учителем будет ребенок, а учениками — взрослые. Причем одни ученики ведут себя хорошо и слушают учителя, а другие вертятся, болтают, просятся домой к маме и мешают вести урок.
В целом весь процесс обучения состоит в том, чтобы ребенок услышал некую информацию, понял ее, запомнил, выполнил определенные действия в соответствие с полученными знаниями и оценил результат своих действий. Все это легко тренируется в домашних условиях безотносительно к учебному процессу. Мама просит: «Принеси мне пожалуйста из третьего сверху ящика письменного стола ручку с синим колпачком. Посмотри теперь, что ты принес? Разве это ручка? Разве она синяя? Ты какой ящик открывал?».
Противоположностью всему перечисленному служит ситуация, когда первоклассник не хочет ходить в школу, потому что ему там скучно. А скучно оттого, что слишком легко. Такие проблемы возникают при несоответствии уровня развития ребенка и той программы, которая ему предложена. Он хорошо читает, а одноклассники только складывают буквы в слоги, он легко выполняет математические действия в пределах десяти, а всю первую четверть учит цифры. Подобный расклад чреват тем, что ребенок расслабится и, когда процесс обучения начнет требовать от него определенных усилий, не сможет настроиться на серьезную работу и преодоление возникающих трудностей. Избежать такой ситуации поможет правильный выбор школы или более сильного класса внутри школы. Если же по тем или иным причинам это невозможно, стоит рассмотреть вариант перевода ребенка в следующий класс или попросить учителя давать ему индивидуальные задания. Некоторых детей хорошо стимулирует дополнительная активность: подготовка докладов, участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах.
В любом случае очень важным является то, как к процессу обучения относятся дома. Папины воспоминания о том, как он прогуливал ненавистную географию в 5 классе, и мамино недовольство тем, что приходится заново решать надоевшие задачки, формированию у ребенка позитивного отношения к учебе никак не способствуют.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №7
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Тосно»
ПЕРВОКЛАШКА НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В ШКОЛУ: ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Информация о материале