Сейчас почти все родители понимают, что ребенка к поступлению в школу надо готовить. Во многих школах, а тем более в гимназиях, лицеях, проводят тестирование будущих первоклашек. Скорость чтения, пересказ, общие знания, устный счет, логика – все это очень важно. Но есть навыки, помимо академических, которые не проверяются при тестировании, но, тем не менее, они очень и очень пригодятся вашему ребенку в школе.
В туалете
Например, сумеет ли ваш ребенок аккуратно ходить в школьный туалет? Вы скажете, что ребенок 6–7 лет успешно пользуется унитазом дома и в детском саду, какие могут быть проблемы с этим же «предметом» в школе! По моим наблюдениям – могут быть проблемы и как следствие – весьма неприятные ситуации для ребенка.
Мы все мамы, поэтому давайте поговорим без стеснения на эту тему.
Сначала о мальчишках. Мальчики часто «дуют» мимо унитаза. Он то ли засмотрелся на стену, то ли спешил (еле добежал) и не успел направить струю, то ли не придает этому значения, но в результате унитаз и пол возле него сильно забрызганы.
То же самое с девочками. Не забудьте, что дома ваша малышка садится на сиденье унитаза. В школьном туалете девочки писают, не садясь, то есть зависнув над унитазом или забравшись на него с ногами. Так их учат мамы – чтобы не запачкаться, не подхватить инфекцию.
По поводу второго способа – залезть с ногами и присесть на корточки – хочу предупредить, что это довольно опасно. Ребенок может поскользнуться на мокром ободке унитаза или просто не удержать равновесие и упасть, иногда даже получив травму. Поэтому лучше так не делать. Есть вариант – стелить на сиденье туалетную бумагу и потом садиться (многие мамы учат этому приему).
В нашей школе мамы девочек-первоклассниц поставили вопрос о том, чтобы унитазы в девчачьем туалете убрать и сделать очко в полу. Чтобы девочки «не контактировали» с поверхностью унитаза. Кстати, администрация школы пошла навстречу (за деньги родителей). Правда, и у очка есть свои недостатки – иногда дети делают мимо, «кучка» не смывается. Негигиенично. Запах.
В общем, как не крути – проблема существует. Поэтому родителям стоит провести с детьми подготовительную работу.
Для начала зайдите в туалет, в который будет ежедневно ходить ваш ребенок, став первоклассником. Это можно сделать заранее, когда ребенок еще посещает подготовительные занятия в школе или когда вы пришли записываться в школу. Зайдите в уборную вместе с ребенком. Посмотрите, как ему будет удобнее воспользоваться унитазом или очком, есть ли перегородки. Дайте необходимые советы: если это мальчик – объясните, чтобы он направлял струю прямо в унитаз, не отвлекаясь; если девочка – расскажите, как ей лучше устроиться.
Дело в том, что если ребенок оставит после себя лужу, могут быть неприятные разборки с уборщицей. Некоторые уборщицы выслеживают, кто из детей всегда неаккуратно справляет естественную нужду, и потом отчитывают этого ребенка или (в лучшем случае) – жалуются учительнице. Хорошо, если уборщица пожурит ласково вашего ребенка, попросит быть аккуратнее, а ведь бывает и по-другому. Тогда впечатлительный ребенок может стесняться ходить в туалет в школе. Это стресс для малыша.
А бывает, дети назло пачкают в туалете. Был как-то случай, когда один мальчик (третьеклассник) специально лил мимо унитаза – в отместку уборщице, которая ему однажды сделала замечание. Другие дети об этом знали, и когда уборщица пожаловалась на мальчика педагогу, подтвердили, что он нарочно «промахивается». Учительница рассказала об этом матери мальчика, попросив ее научить ребенка аккуратности. Реакция мамы, мягко говоря, удивила: «Боже мой, какие пустяки! Вы должны заниматься учебой, а не следить за тем, как кто из детей писает! А уборщице положено убирать за детьми, она за это зарплату получает!» Попытки объяснить, что такое поведение сына – недопустимо, что дети должны уважать труд уборщицы, не увенчались успехом. Мама ушла разгневанная.
Еще не забудьте убедиться, что ребенок сможет помыть руки с мылом после туалета. Если в туалете вашей школы нет дозаторов с жидким мылом – давайте ребенку с собой влажные антибактериальные салфетки, чтобы он мог тщательно протереть ладошки. И лучше, если он протрет руки второй раз, выйдя из туалета, так как на ручке двери могут быть «следы» от немытых рук других детей.
Скажите также, чтобы ребенок не забывал сходить в туалет во время перемены. Ну а если приспичило на уроке – чтобы не терпел, а поднимал руку и просил разрешения выйти. Не секрет, что бывают «принципиальные» учительницы, которые не отпускают детей во время урока, говоря, что для посещения туалета есть перемена. Бывают случаи, когда ребенок, который постеснялся попроситься или которому не разрешили выйти, писается прямо за партой. Представляете, какой это стресс для маленького человека!
Чтобы такого не случалось с вашими детьми, советую выяснить позицию учителя на первом же собрании, еще до 1 сентября. Вопрос о туалете редко задают родители первоклашек, а ведь он очень важен. Заранее поговорите с учительницей, чтобы она обязательно отпускала детей с урока и напоминала им о необходимости посетить туалет на перемене.
Кстати, еще один важный момент – подумайте о том, что первоклашка должен быстро расстегнуть брючки или снять колготки. Поэтому не покупайте мальчику школьные брюки с пуговицами и тугими петлями, чтобы не вышло конфуза из-за заминки. И девочке должно быть удобно снимать колготки или брючки.
Конечно, очень хорошо, если большую нужду ученик будет справлять дома. Это и комфортнее, и с точки зрения гигиены безопаснее. К школьному взрасту у ребенка должен выработаться режим – например, он опорожняется сразу после пробуждения, после завтрака или перед сном. Ведь врачи рекомендуют приучать малыша к горшку в определенное время. Но если захотелось «по большому» в школе, ребенок должен пойти и сделать свои дела без ущерба для унитаза, своей одежды и рук. Вы не забыли научить этому навыку своего будущего первоклашку? И не забудьте положить ему с собой салфетки в карман. И скажите, куда их выбрасывать – в унитаз или в корзину (выясните это в школе).
В общем, заранее изучите школьный «туалетный вопрос» и проведите с ребенком необходимую работу.
В классе
Некоторые детки устраивают страшный беспорядок на своей парте. Они достают учебники и тетрадки для следующего урока, но не прячут обратно в ранец то, что достали раньше. В результате под партой валяются ручки, карандаши, резинки, на парте – куча-мала, которая сползает на пол или на половину соседа и мешает обоим детям. Свалка из книг и тетрадей раздражает учителя, он вынужден постоянно делать замечания ребенку, тратя время, отведенное на урок.
Чтобы не было таких проблем, научите ребенка убирать свое рабочее место дома. И оглянитесь вокруг – а у вас дома порядок или тоже свалка из вещей на столах, диванах, креслах, кроватях? Короче, как всегда, начните с себя. Сами старайтесь и ребенка приучайте – не доставать лишнего, убирать в шкаф или ящик стола ненужное в данный момент, класть на место свои вещи. Ведь неорганизованному ученику трудно следить за ходом урока, из-за этого могут возникнуть проблемы и в учебе.
В столовой
Питание в школьной столовой – это отдельная песня. Не всегда даже в так называемых «элитных» учебных заведениях оно на высоте. Сделайте все возможное, чтобы ребенок сам следил за тем, что он ест и пьет в столовой. Вот несколько правил, которые ребенок должен усвоить:
Посмотри, чтобы посуда была чистой. Если вилка грязная, стакан со следами чая на ободке, тарелка в разводах – скажи об этом учителю, не ешь из такой посуды.
Нюхай мясные блюда. Если плохо пахнет – не ешь.
Сначала попробуй то, что ты собираешься съесть. У каши или овощей неприятный кисловатый вкус – осторожно выплюнь в салфетку и скажи о своих ощущениях учителю.
Не пей холодный сок, если ты не привык пить холодное.
Если кусок упал – не поднимай еду с пола.
Не ешь кусок, уже надкушенный другим учеником.
Не смейтесь над этими советами, не возмущайтесь, указывая на то, что сотрудники школьной столовой снимают пробу с блюд, прежде чем ими кормить детей, что администрация школы обязана и т. д. и т. п., что существует санитарный контроль. Все это, безусловно, правильно. Тем не менее, случаи отравления в школьных столовых – не такая уж редкость. Пусть ребенок будет внимательным и острожным. Конечно, кишечную палочку не увидишь, но грязную посуду или плохо пахнущую котлету распознать можно.
В медкабинете
Скажите ребенку, что в школе есть медсестра (надеюсь, в вашей школе она точно есть). Покажите ему, где находится ее кабинет. Познакомьтесь сами с медсестрой, познакомьте с ней ребенка, если он у вас мнительный и боится каждой царапины. Объясните ребенку, что если он плохо себя почувствовал на уроке (болит живот, голова, горло), он должен сказать об этом учителю, а учитель отведет его к медсестре, которая окажет первую помощь и если надо – вызовет родителей.
На вахте и в гардеробе
Объясните ребенку, зачем нужен вахтер (охранник) в школе. Узнайте его имя-отчество, познакомьте с ним ребенка. Скажите, что в случае чего можно обратиться, допустим, к Федору Ивановичу, он поможет. Ведь иногда учителя нет рядом, а ребенку нужна срочная помощь. Например, на переменке незнакомый четвероклассник отобрал деньги у первоклассника. Случилось это на первом этаже возле буфета. Малыш не растерялся и сразу подошел к охраннику пожаловаться. Тот разрулил ситуацию, велев старшему мальчику вернуть деньги, извиниться и больше так не поступать, если он не хочет, чтобы об этом инциденте узнали его родители и учитель.
Когда ребенок знает, как зовут служащих в школе, он чувствует себя увереннее. Ведь в садике он знал по именам воспитателей и нянечек. Они были для него своими. Пусть своими станут и гардеробщица (вдруг понадобится помощь, чтобы отыскать потерявшийся шарфик или перчатки), и охранник, и уборщица. И ученику приятно, когда его знают по имени и фамилии служащие. Тогда он понимает, что и он – свой человек в школе.
***
Как видите, не только умение читать и считать пригодится вашему ребенку в школе. Есть нехитрые бытовые и житейские навыки, которыми первокласснику надо владеть, чтобы не растеряться на первых порах в новой обстановке. Чем лучше вы его подготовите в этом плане, тем меньше будет претензий к вам и вашему ребенку. А значит, и у вас, и у самого ребенка будет меньше стрессовых ситуаций и негативных эмоций, связанных со школой. Пусть ваш «первый раз в первый класс» будет радостным!
Автор статьи: Ярослава Щеглевска
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №7
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Тосно»
Бытовые и житейские навыки для первоклассника
- Информация о материале