Ну вот, снова приближается очередной утренник в садике!
А значит, опять предстоит разучивать стихотворение,
а то и несколько!
Конечно, в каждой группе встречаются
везунчики со стопроцентной памятью,
которые за одну-две репетиции выучивают
не только свою роль, но и текст всего представления.
Ну, а прочим приходится изрядно попотеть,
прежде чем злополучные строчки,
наконец, улягутся в голове.
Зачем учить стихи?
Намучившись с подготовкой к очередному детсадовскому торжеству, родители нередко задумываются: а надо ли вообще подвергать себя и ребенка этой пытке? Может, лучше как-нибудь тихо-мирно «заболеть» на пару предпраздничных недель? И все же учить наизусть стихи нужно не только для того, чтобы блистать на очередном торжестве. Это очень полезно для развития малыша, как интеллектуального, так и эмоционального.
Гимнастика для мозга
При заучивании стихов активизируется сразу несколько важных мозговых центров, расположенных в разных полушариях, вследствие чего интенсивно формируются межполушарные связи и гармонично развивается весь мозг. Дети, знающие много стихов наизусть, как правило, вообще обладают высоким интеллектуальным потенциалом.
Расширение лексического запаса
Даже самое простенькое детское стихотворение содержит множество слов и выражений, которые мы нечасто употребляем в повседневной жизни. Да и речевые конструкции в поэтическом тексте сложнее и интереснее, чем в обыденной речи. Ребенок, многократно проговаривая стихотворение, активизирует целый пласт сложной лексики, его речь становится более богатой и сложно организованной.
Развитие языкового и текстового мышления
Стихи учат активно прислушиваться к звучащему слову, улавливать взаимосвязь между звуком и знаком, приучают к тому, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением. Таким образом, развивается фонематический слух, формируются важнейшие навыки текстового мышления.
Формирование правильной артикуляции
В стихах, особенно детских, очень много созвучий, аллитераций, которые великолепно развивают язычок.
Хитросплетения слов
Часто дети неохотно учат стихи просто потому, что не вполне понимают, о чем в них говорится: поэтический язык иносказателен, в нем много метафор, редких и устаревших слов. Справиться с этой проблемой не так уж сложно:
• Убедитесь, что ребенок точно знает смысл каждого слова и всего стихотворения в целом.
• Когда все станет ясно, обязательно прочтите стихотворение еще раз: медленно и выразительно, чтобы у ребенка в сознании успел сформироваться образ каждой поэтической строки.
Важно!
С самого начала приучайте ребенка читать стихи эмоционально и выразительно, воспроизводить ритмический рисунок стиха, правильно ставить логические выражения, выдерживать, где это необходимо, паузы.
Домашнее задание?
Нет, волшебное заклинание!
С чего начать? Грудничку читайте вслух детские стишки и свои любимые стихотворения. Сейчас важно, чтобы малыш уловил интонации, почувствовал ритм и рифмы. Пушкин, Ахматова, Есенин, Цветаева, Бродский — доставьте удовольствие себе, а малышу тоже понравится.
Малыш подрос и по-прежнему любит слушать стихи в вашем исполнении? Как уговорить выучить его самому? Ну, зачем, скажите, ему учить это стихотворение, если мама или бабушка прочтут его снова и снова? Чтобы когда-нибудь в далеком будущем — стать ужасно умным? Маленький ребенок «живет здесь и сейчас», с трудом представляя себе, что это волшебное «когда-нибудь» вообще наступит.
Но зато дети обладают удивительной способностью мгновенно включаться в любую игровую ситуацию. Этим-то и стоит воспользоваться:
• предложите малышу выучить заклинание, которое расколдует принцессу;
• подберите и выучите гимн вашего с ним тайного государства;
• беспроигрышный вариант – домашний спектакль. Это может быть и крошечная мини-сценка с пальчиковыми или перчаточными куколками, и полномасштабное театральное действо, готовиться к которому придется долго и основательно.
Звучащее слово
Малышу-аудиалу, ведущий канал восприятия у которого — слух, важно услышать и повторить текст несколько раз подряд.
• Прочтите ребенку первое четверостишие несколько раз, акцентируя рифмы. Опираясь на них, он быстрее запомнит текст.
• Попросите его повторить первую строчку. Если есть неточности — поправьте и прочтите еще раз всю строчку. Когда она будет воспроизведена без ошибок — переходите ко второй.
• Повторите первую и вторую вместе, и так — пока не уляжется в голове все четверостишие.
• Попробуйте сочинить вместе с малышом нехитрую мелодию к словам: поскольку дети-аудиалы, как правило, обладают хорошим слухом, они легко выучивают тексты, положенные на музыку.
Визуалу, чтобы запомнить стихотворение, необходимо как можно ярче и полнее зрительно представить себе все, о чем в нем говорится.
• Прочтите стихотворение и разберите все непонятные места.
• Предложите малышу закрыть глаза и попытаться представить себе все, о чем вы будете читать. Еще раз очень медленно прочтите стихотворение, чтобы у малыша успел сформироваться визуальный образ каждой строфы. Повторите упражнение дважды.
• Попросите его открыть глаза и нарисовать, что он видел. В результате у вас получится своеобразный комикс: графический конспект стихотворения. Опираясь на этот «картинный план», ребенок должен попытаться воспроизвести текст. Самые удачные «комиксы» можно сохранить и сделать из них целую книгу.
Сложнее всего заучивание стихов дается кинестетикам, которым, к тому же, вообще бывает довольно сложно надолго сосредоточиться на каком-нибудь деле. Чтобы помочь малышу, можно воспользоваться следующим приемом.
• Прочитав и разобрав стихотворение, дайте малышу в руки палочку, на которой закреплена длинная толстая нитка.
• Предложите ему «смотать клубочек из стихотворения». Пусть он наматывает нитку на палочку, а вы в это время еще раз, медленно и, главное, ритмично повторяете текст. Пусть малыш попробует повторить с вашей помощью небольшой кусочек текста, разматывая клубочек. Повторите несколько раз, пока дело не пойдет на лад.
• Убираем клубочек, прячем ручки за спину и «наматываем понарошку».
• Если ребенку не нравится сматывать клубочек, предложите ему складывать на блюдо шарики или камушки, нанизывать бусы или пирамидку, главное, чтобы каждая стихотворная строчка подкреплялась действием. Так даже самый невнимательный и неусидчивый шалун справится с заданием весело и без особого труда.
Аудиалы, визуалы и кинестетики
запоминают информацию совершенно по-разному.
Это стоит учитывать, чтобы заучивание стихотворений
не превращалось в мучение и не вызывало у малыша отторжения.
Материал с портала www.forchel.ru